Интервал между буквами и строками: Стандартный Средний Большой

Свернуть настройки Шрифт: Arial Times New Roman

1. Стратегические ориентиры долгосрочного социально-экономического развития

1.1. Итоги 1990–2000-х годов:

В середине текущего десятилетия в основном завершен переход к рыночной экономической системе.

Создана система базовых правовых норм и других институтов, обеспечивающих функционирование рыночных отношений между хозяйствующими субъектами. Заработали конкурентные рынки товаров и услуг, капитала и трудовых ресурсов.

Ориентация российской экономики на экспорт углеводородного сырья создала диспропорцию между ценами на сельскохозяйственную продукцию и энергоносители, что не позволяет производству сельскохозяйственной продукции обеспечить конкурентоспособность даже на внутрирегиональном рынке продовольствия. Поскольку экономика Сорокинского муниципального района ориентирована на производство сельскохозяйственной продукции, то неконкурентоспособность отдельных товаропроизводителей порождает неконкурентоспособность всей экономики района. Лишь в 2007–2008 году обозначилась тенденция привлечения инвестиций в экономику района. Слой инвесторов и акционеров среди населения небольшой.

Формируется новая система муниципального управления, опирающаяся на нормативно закрепленное разграничение полномочий Сорокинского муниципального района и сельских поселений. В процесс муниципального управления внедряются современные методы и механизмы стратегического планирования и управления по результатам, идет их увязка с механизмами принятия бюджетных решений, в первую очередь, в рамках программно-целевого подхода.

1.2. Вызовы предстоящего долгосрочного периода

Основными характеристиками развития мировой экономики, оказывающими серьезное влияние на социально-экономические процессы в районе, в ближайшие 10–15 лет будут:

· динамичный рост региональной экономики (в среднем около 4% в год), что предъявляет высокие требования к темпам и качеству роста экономики района, необходимым для увеличения ее экономического веса и сокращения отставания от экономически развитых районов юга Тюменской области;

· старение населения на фоне сокращения численности населения будет интенсифицировать миграционные процессы и увеличивать нагрузку на социальные системы.

Ответ на этот вызов обуславливает необходимость повышения конкурентоспособности экономики района, способности к инновационному обновлению и привлечению инвестиций.

Второй вызов – ожидаемая новая волна технологических изменений, резко усиливающая роль инноваций в социально-экономическом развитии и обесценивающая многие традиционные факторы роста.

Отставание в развитии новых технологий последнего поколения может не позволить повысить конкурентоспособность экономики района.

Третий вызов – возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития.

Уровень конкурентоспособности современной инновационной экономики все в большей степени определяется качеством профессиональных кадров, уровнем их социализации и кооперационности. Для района ответ на этот вызов предполагает преодоление сложившихся негативных тенденций в развитии человеческого потенциала, для чего необходимы:

· стабилизация численности населения и занятых в экономике на основе эффективного регулирования миграции и изменения образа жизни людей, повышения здоровья и уровня социального оптимизма;

· эффективно функционирующие отрасли, определяющие качество человеческого капитала (образование, здравоохранение, жилищный сектор) высокие стандарты жизни населения;

· превращение среднего класса в доминирующую силу, сокращение социального неравенства;

· достижение уровня развитых районов по производительности труда, которая будет определяться не столько «фондовооруженностью» периода индустриального развития, сколько уровнем образования и креативностью самого человека;

Действие структурных ограничений усиливается нерешенностью ряда социальных и институциональных проблем. Среди важнейших из них:

слабое развитие форм самоорганизации и саморегулирования бизнеса и общества, низкий уровень доверия в сочетании с низким уровнем эффективности муниципального управления;

диспропорция цен на продукцию сельского хозяйства и энергоносители, не создающая для производителей сельхозпродукции стимулов к повышению производительности труда и конкурентоспособности;

недостаточное развитие инвестиционной и инновационной деятельности.

Решив за последние годы задачи создания институциональной основы рыночной экономики и посткризисного восстановления производства, Сорокинский муниципальный район, с одной стороны, получил возможность ставить стратегические цели развития на основе использования вновь открывающихся возможностей, с другой — оказался перед необходимостью решения как остающихся острых проблем, так и преодоления отмеченных долгосрочных вызовов.

1.3. Целевые ориентиры

Стратегической целью является повышение уровня экономического и социального развития района, создание привлекательного образа жизни, сопоставимого с образом жизни среднеевропейского сельского жителя. Достижение этой цели означает формирование качественно нового «образа будущего» района к концу следующего десятилетия.

· Высокое качество и комфортные условия жизни населения. Будет обеспечена всеобщая доступность услуг образования и здравоохранения, соответствующих уровню наиболее развитых стран, средний уровень обеспеченности жильем составит к 2020 году 26–30 кв. м. на человека (или около 100 кв.м. на среднестатистическую семью). Средняя ожидаемая продолжительности жизни возрастет до 75 лет.

· Изменение социальной структуры общества в пользу среднего класса, снижение экономической дифференциации населения и резкое сокращение бедности. Доля среднего класса к 2020 году превысит половину населения;

· Значительное увеличение производства продукции животноводства.

Системное достижение поставленной цели состоит в переходе экономики к инновационному социально-ориентированному типу развития.

Инновационный социально-ориентированный тип роста имеет ряд качественных и количественных характеристик, отражающих особенности его ключевых факторов. Это рост на основе:

· повышения эффективности и конкурентоспособности экономики, без существенного наращивания производственных ресурсов. Производительность труда должна увеличиться к 2020 году в 4 раза ;

· высокой инновационной активности компаний, связанной с освоением новых рынков, обновлением ассортимента продукции, освоением новых технологий, созданием новых форм организации бизнеса. Доля промышленных предприятий, осуществляющих технологические инновации, должна возрасти до 10% (2005 год – 0%), а инновационной продукции в объеме выпуска – до 2.5% (2005 год – 0%);

· повышения качества человеческого капитала и эффективности его использования, что характеризуется опережающим ростом заработной платы квалифицированных работников. Среднемесячная заработная плата в экономике повысится в 2020 году до 1400 долларов США (2007 год – 360 долларов США);

· опережающего роста отраслей, обеспечивающих развитие человеческого потенциала, прежде всего, образования и здравоохранения.

1.4. Направления перехода к инновационному социально-ориентированному типу развития

Первое направление – развитие человеческого потенциала. С одной стороны, это обеспечение благоприятных условий для развития способностей каждого человека, улучшение условий жизни людей и качества социальной среды, с другой – повышение конкурентоспособности человеческого капитала и обеспечивающих его социальных секторов экономики как ключевого фактора инновационного развития:

преодоление сложившихся негативных демографических тенденций, стабилизация численности населения и создание условий для ее роста, повышения уровня и качества жизни в целом;

формирование условий для устойчивого роста заработной платы сбалансированной с повышением производительности труда и качества рабочей силы;

обеспечение доступности качественных услуг образования, здравоохранения и культуры на основе глубокой структурной и технологической модернизации этих сфер;

переход от системы массового образования, характерной для индустриальной экономики, к необходимому для создания инновационной социально-ориентированной экономики непрерывному индивидуализированному образованию для всех; развитие образования, неразрывно связанного с мировой фундаментальной наукой, ориентированного на формирование творческой социально-ответственной личности;

обеспечение населения доступным и качественным жильем, создание комфортной среды для человека и эффективного жилищно-коммунального хозяйства;

улучшение качества окружающей среды и экологических условий жизни человека, снижение уровня преступности;

обеспечение высокой профессиональной и территориальной мобильности трудовых ресурсов, формирование профессиональной культуры, трудовых и предпринимательских ценностей.

Второе направление – создание высококонкурентной институциональной среды, стимулирующей предпринимательскую активность и привлечение капитала в экономику:

поддержка образования новых компаний и новых видов бизнеса, стимулирование развития малого бизнеса;

повышение договороспособности компаний и транспарентности ведения бизнеса, в том числе, на основе самоорганизации предпринимательского сообщества.

Третье направление — закрепление и расширение конкурентных преимуществ района в традиционных сферах (аграрный сектор, переработка леса):

укрепление позиций Района на рынке продукции лесопромышленного комплекса на основе расширения и углубления переработки леса и устойчивого воспроизводства лесного богатства,

реализация аграрного потенциала в части производства продукции животноводства.

В целях перехода к инновационному социально-ориентированному развитию муниципальное образование в отношениях с субъектами предпринимательской деятельности будет руководствоваться следующими принципами:

создание условий для свободы предпринимательства и конкуренции, развитие механизмов саморегулирования предпринимательского сообщества,

формирование условий для массового создания новых частных компаний во всех отраслях экономики, совместная с бизнесом работа по повышению общественного статуса и значимости предпринимательства и собственности;

поэтапное сокращение участия муниципалитета в управлении собственностью в конкурентных отраслях экономики посредством прозрачных и эффективных приватизационных процедур, основанных на принципах рыночной оценки, равного доступа к имуществу и открытости деятельности органов власти;

поддержка инициатив бизнеса по участию в развитии социальной сферы и человеческого капитала;

расширение участия предпринимательского сообщества в подготовке решений органов местного самоуправления, связанных с регулированием экономики.

2. Этапы инновационного развития

Инновационное развитие экономики в период 2008–2020 годов будет проходить в три этапа, различающихся по условиям, факторам и рискам социально-экономического развития.

Первый этап (2008–2010 годы) базируется на реализации и расширении тех конкурентных преимуществ, которыми обладает экономика района в «традиционных» сферах –аграрном секторе, переработке природных ресурсов. Одновременно будут создаваться институциональные условия и технологические заделы, обеспечивающие на следующем этапе системный перевод экономики в режим инновационного развития.

Данный этап характеризуется следующими условиями социально-экономического развития:

сокращением предложения трудовых ресурсов в связи со снижением численности населения в трудоспособном возрасте, обострением дефицита профессиональных кадров;

усилением негативного влияния на экономику возможного повышения диспропорции между ценами на сельхозпродукцию и энергоносители;

усилением конкуренции на внутренних рынках, связанной, с возрастанием требований потребителей к качеству товаров.

Основные приоритеты социальной и экономической политики на данном этапе включают:

в области развития человеческого потенциала:

· принятие неотложных мер в сфере демографии и здоровья населения, направленные на стабилизацию демографической обстановки, снижение смертности в трудоспособном возрасте;

· выход минимальной заработной платы на уровень прожиточного минимума,

· структурная и технологическая модернизация здравоохранения, образования и других отраслей социальной сферы, обеспечивающая доступность качественных социальных услуг для населения;

· создание механизмов доступности качественного жилья, решение проблемы ветхого и аварийного жилья, модернизация жилищно-коммунального хозяйства;

· содействие развитию малого и среднего бизнеса.

в области расширения конкурентных преимуществ в традиционных отраслях:

· развертывание масштабных инвестиционных проектов в сельскохозяйственной отрасли;

· реализация проектов в области переработки леса;

· создание производства строительных материалов.

Целевые индикаторы первого этапа

(2010 год к 2007 году, %)

Рост объема произведенной сельскохозяйственной продукции

188–190

Рост производительности труда

197–200

Рост объема промышленной продукции

189–190

Рост инвестиций в основной капитал

156–160

Удельный вес работающих в сфере малого и среднего бизнеса в численности экономически активного населения

30–32

Рост средней заработной платы на одного работающего

187–188

Средняя продолжительность жизни, лет

66

Второй этап (2010–2015 годы) – рывок в повышении глобальной конкурентоспособности экономики на основе ее перехода на новую технологическую базу (информационные, био- и нанотехнологии), улучшения качества человеческого потенциала и социальной среды.

Условия социально-экономического развития на данном этапе характеризуются:

ожидаемой новой технологической инновационной волной, связанной с распространением новых технологий, качественно меняющих свойства выпускаемых товаров, процессы производства и потребления;

повышением демографической нагрузки на трудоспособное население, способным усилить напряженность в пенсионной системе;

наличием созданных в предшествующий период экономических институтов, стимулирующих предпринимательскую и инвестиционную активность;

интенсивным расширением среднего класса, формирующим спрос на комфортное жилье, качественные услуги образования и здравоохранения.

Основные приоритеты социальной и экономической политики на втором этапе включают:

в области развития человеческого потенциала:

· распространение стандартов здорового образа жизни;

· улучшение состояния окружающей среды, повышение экологических стандартов, создание эффективной системы утилизации отходов производства и потребления и повышение обеспеченности населения качественной питьевой водой;

· переход в образовании к индивидуализированному непрерывному образованию, доступному всем гражданам;

· внедрение инновационных технологий в здравоохранении и образовании, решение проблемы их кадрового обеспечения;

· выход на современные стандарты жилищных условий, реализация новых технологий строительства жилья;

· распространение механизмов социального партнерства, обеспечение сбалансированности заработной платы с производительностью труда;

в области обеспечения структурной диверсификации и инновационного развития:

в области расширения конкурентных преимуществ в традиционных отраслях:

· обеспечение интенсивного технологического обновления массовых производств на базе новых энерго- и ресурсосберегающих, экологически безопасныхтехнологий,;

· решение проблемы обеспечения экономики высокопрофессиональными кадрами;

· переход сельского хозяйства к устойчивому режиму развития.

Целевые макроэкономические индикаторы второго этапа

(2015 год к 2010 году, %)

Рост объема произведенной сельскохозяйственной продукции

163–165

Рост производительности труда

146–147

Рост объема промышленной продукции

148–150

Рост инвестиций в основной капитал

148–150

Удельный вес работающих в сфере малого и среднего бизнеса в численности экономически активного населения

40

Рост средней заработной платы на одного работающего

148–150

Средняя продолжительность жизни, лет

70

Третий этап (после 2015 года) –развитие в режиме инновационной социально-ориентированной экономики.

Условия социально-экономического развития на данном этапе характеризуются:

повышением благосостояния населения до уровня западноевропейских стран, с доминированием массового среднего класса в социальной структуре общества;

эффективной интеграцией района в региональное разделение труда, реализующей его конкурентный потенциал в сферах производства сельскохозяйственной продукции и продукции лесопереработки;

ужесточением экологических требований к хозяйственной и человеческой деятельности.

Приоритеты социальной и экономической политики в этот период включают:

в области развития человеческого потенциала:

· улучшение качества социальной среды и здоровья населения выход на стабильные демографические показатели и повышение продолжительности жизни;

· ускоренное развитие человеческого потенциала, выход на стандарты обеспечения услугами образования, и здравоохранения, характерные для развитых стран;

в области расширения конкурентных преимуществ в традиционных отраслях:

· развитие экологически чистых производств сельскохозяйственной продукции;

Целевые макроэкономические индикаторы третьего этапа

(2020 год к 2015 году, %)

Рост объема произведенной сельскохозяйственной продукции

148–150

Рост производительности труда

137–139

Рост объема промышленной продукции

139–140

Рост инвестиций в основной капитал

117–120

Удельный вес работающих в сфере малого и среднего бизнеса в численности экономически активного населения

47–50

Рост средней заработной платы на одного работающего

134–135

Средняя продолжительность жизни, лет

75

3. Развитие человеческого потенциала

3.1. Демографическая политика

Доминирующей тенденцией остается снижение численности населения. При сохранении сложившихся негативных тенденций к 2020 году численность населения может снизиться до 11170 человек с 11289 человек в 2007 году, при этом наиболее интенсивно будет происходить уменьшение численности населения трудоспособного возраста (с 6300 человек до 5820 человек).

Целью демографической политики является снижение темпов естественной убыли населения, стабилизация численности населения и создание условий для ее роста, а также повышение качества жизни и увеличение ожидаемой продолжительности жизни. Необходимо обеспечить стабилизацию численности населения на уровне не ниже 11170 человек к 2015 году и создание условий для повышения к 2025 году численности населения до 11300 человек и средней продолжительности жизни до 75 лет.

Приоритетными направлениями демографической политики Сорокинского муниципального района являются следующие.

Первое — снижение смертности населения, прежде всего высокой смертности (мужчин) в трудоспособном возрасте от внешних причин:

снижение смертности и травматизма в результате дорожно-транспортных происшествий (за счет повышения качества дорожной инфраструктуры, дисциплины на дорогах, организации дорожного движения, повышения качества и оперативности медицинской помощи пострадавшим) и других внешних причин;

профилактика, своевременное выявление на ранних стадиях и лечение сердечно-сосудистых и других заболеваний, которые дают высокий процент смертности среди населения;

снижение смертности и травматизма от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, профилактика и своевременное выявление профессиональных заболеваний, разработка и реализация совместно с работодателями и объединениями профсоюзов мероприятий по улучшению условий и охраны труда;

снижение материнской и младенческой смертности.

Второе – сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности активной жизни, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни, существенное снижение уровня заболеваемости социально значимыми и представляющими опасность для окружающих заболеваниями.

Важный вклад в формирование здорового образа жизни должно внести создание условий для занятий физической культурой и спортом различных групп населения, что предусматривает:

Расширение сети физкультурно-оздоровительных комплексов для занятий физкультурой и спортом по месту жительства за счет как бюджетных, так и внебюджетных источников;

оснащение дошкольных и образовательных учреждений современным учебно-спортивным оборудованием и инвентарем;

развитие деятельности спортивных клубов, молодежных центров досуга, укрепление их материально-технической базы для занятий физической культурой и спортом, в том числе в общеобразовательных школах и других учебных заведениях;

проведение оценки физической подготовки и физического развития населения, в первую очередь детей и учащейся молодежи;

внедрение эффективных форминформационно-пропагандистской работы по формированию у населения, особенно у детей и молодежи, устойчивого интереса к регулярным занятиям физической культурой и спортом, потребности в ведении здорового образа жизни.

Третье — повышение уровня рождаемости, в том числе за счет рождения в семьях второго и последующих детей:

укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений, семейного воспитания,

поддержка семей, принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей; профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства, обеспечение защиты прав и законных интересов детей

повышение качества оказания медицинской помощи женщинам в период беременности и родов,

профилактика и раннее выявление нарушений в состоянии здоровья детей и подростков

реализация программ по предоставлению доступного семейного жилья;

совершенствование инфраструктуры дошкольного образования.

3.2. Модернизация и развитие здравоохранения

Цель политики в области здравоохранения — повышение качества и доступности медицинской помощи, улучшение на этой основе показателей здоровья населения, увеличение продолжительности жизни, снижение смертности. Достижение этой цели предполагает сохранение стратегии приоритетного развития здравоохранения.

Реализация этой цели предполагает решение следующих приоритетных задач:

существенное повышение роли профилактической составляющей в деятельности звена первичной медицинской помощи – как на основе периодических диспансеризаций, так и путем постоянного наблюдения за группами риска;

создание условий для занятий физкультурой и спортом, в том числе увеличение числа детско-юношеских спортивных клубов и спортивных команд, создаваемых на базе образовательных учреждений и по месту жительства;

проведение разъяснительной работы среди подростков и молодежи в отношении факторов риска нарушения здоровья;

формирование эффективной системы профилактики алкогольной и наркотической зависимости;

создание благоприятного отношения к занятиям спортом с использованием средств информационной политики и социальной рекламы.

До 2010 г.:

обеспечить рост количества детско-юношеских спортивных клубов и спортивных команд, создаваемых на базе образовательных учреждений и по месту жительства;

До 2015 г.:

провести крупные мероприятия по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни и обеспечить их ощутимое влияние на показатели здоровья населения;

обеспечить увеличение доли детей, подростков и молодежи, регулярно занимающихся физической культурой и спортом, до уровня не менее чем 35%;

До 2020 г.:

обеспечить выход на планируемые показатели здоровья населения.

3.3. Развитие образования

Стратегическая цель политики в области образования – повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики и современными потребностями общества.

Реализация этой цели предполагает решение следующих приоритетных задач:

Первая – обеспечение качества образовательных услуг и эффективности управления образовательными организациями, включая:

расширение использования современных образовательных технологий;

обеспечение участия общественности и бизнес-организаций в управлении учебными заведениями и контроле качества образования (наблюдательные советы, попечительские советы, школьные управляющие советы);

Третья – обеспечение доступности качественного образования, вне зависимости от доходов и местожительства, формирование системы целенаправленной работы с одаренными детьми и талантливой молодежью:

Ключевые этапы и показатели реализации поставленных задач следующие:

До 2015 года:

переход к обучению в общеобразовательных учреждениях и организациях профессионального образования по стандартам нового поколения, отвечающим требованиям современной инновационной экономики;

создание в большинстве школ и учреждении профессионального образования попечительских, наблюдательных и управляющих советов;

развитие программ профильного обучения на старшей ступени общего образования;

внедрение различных моделей образования детей дошкольного возраста на базе некоммерческих организаций, учреждений дошкольного, общего и дополнительного образования, включая создание клубов раннего образования и консультирования для семей с детьми;

предоставление всем детям дошкольного возраста возможности получать услуги дошкольного образования;

создание условий для участия в программах повышения квалификации и/или переподготовки не менее 20–25% занятого населения.

2015–2020 годы

удельный вес предприятий и организаций, имеющих программы подготовки и/или переподготовки и повышения квалификации кадров – 20%;

создание условий для участия в программах повышения квалификации и/или переподготовки не менее 25–30% занятого населения.

3.4. Развитие культуры

Цель политики в сфере культуры, искусства и массовых коммуникаций – формирование и реализация национальной идентичности, развитие культурного потенциала района, обеспечивающего повышение конкурентоспособности, развитие творчества, инноваций и социального благополучия в обществе, формирование ориентации личности и социальных групп на ценности, обеспечивающие успешную модернизацию общества.

Реализация этой цели предполагает решение следующих приоритетных задач:

Первое — повышение социальной и территориальной доступности качественных культурных благ и услуг:

развитие информационно-коммуникационных сетей, обеспечение доступа населения к социально значимой информации путем создания на базе общедоступных библиотек сети центров правовой, деловой и иной информации;

оптимизация действующей сети организаций культуры путем создания многофункциональных учреждений (социально-культурные центры, культурно-спортивные комплексы), создания передвижных систем обслуживания (автоклубы, библиобусы);

обеспечение непрерывности воспроизводства творческого потенциала, сохранения и развития системы художественного образования;

реализация программ, направленных на формирование ценностей, благоприятствующих инновациям и поощряющих реализацию творческой, предпринимательской и общественной активности граждан, а также на углубление интереса к чтению, литературному, историческому и научному наследию;

развитие медиаобразования, формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умения полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники.

Второе - повышение качества и доступности услуг в сфере культуры, обеспечение сохранности историко-культурного наследия:

модернизация и обеспечение инновационного развития сети музеев и библиотек;

обеспечение эффективного встраивания музеев и библиотек в систему непрерывного образования, превращение их в информационные, культурные и досуговые центры;

обеспечение условий для сохранения, функционирования и развития библиотечного, музейного, архивного фондов;

обеспечение профессиональной подготовки и переподготовки творческих кадров, специалистов в области управления и организации сферы культуры, искусства и массовых коммуникаций, укрепление кадрового потенциала отрасли, расширение доступа детей и молодежи к дополнительному образованию в области культуры и искусства, обеспечение непрерывного профессионального образования.

3.5. Развитие рынка труда

Развитие рынка труда в долгосрочной перспективе будет формироваться под воздействием сокращения совокупного предложения на рынке труда из-за снижения численности населения в трудоспособном возрасте за период 2007–2020 гг. более чем на 8%. Серьезное значение будет иметь конкуренция за работников, прежде всего наиболее квалифицированных, со стороны городов. Такая конкуренция будет приводить как к повышению требований данной части работников к рабочим местам в экономике района (в области заработной платы, социального пакета, условий труда и т.д.), так и к обострению проблемы сокращения совокупного предложения на рынке труда.

Одновременно, высокие темпы роста экономики будут устойчиво способствовать росту спроса на труд, и, следовательно, увеличению стоимости труда. Удорожание трудовых ресурсов и конкуренция за их наиболее квалифицированную часть предъявляют новые требования к поиску механизмов поддержки конкурентоспособности как отдельных предприятий и отраслей, так и экономики в целом. В этих условиях основными источниками компенсации сокращения предложения труда будут выступать повышение трудовой мобильности населения, повышение уровня производительности труда (на 6,8% в год в 2010–2015 годах и на 7,0% в 2016–2020 годах), а также привлечение иностранной рабочей силы в соответствии с потребностями экономики.

Целью политики в области развития рынка труда в долгосрочной перспективе является создание условий для эффективного использования квалифицированного труда.

Выявлению положительных и отрицательных сторон отдельных составляющих рынка труда на долгосрочную перспективу, повышению обоснованности выбора наиболее эффективных мер, будет способствовать внедрение прогнозирования ситуации на рынке труда, в том числе величины и профессионально-квалификационной структуры предложения трудовых ресурсов с учетом изменения демографической ситуации и сложившейся структуры профессионального образования, а также определение профессионально-квалификационной структуры перспективной потребности работодателей в кадрах.

Достижение поставленных целей будет осуществляться посредством решения следующих задач.

Первая — повышение гибкости рынка труда и стимулирования легальной трудовой деятельности:

поиск и внедрение инструментов, направленных на достижение баланса между увеличением стоимости труда, прежде всего в секторах с быстро меняющейся структурой производства товаров и услуг, мерами социальной защиты работников и необходимостью обеспечения конкурентоспособности и динамичного развития организаций;

стимулирование активного использования современных форм занятости, не требующих постоянного присутствия на рабочем месте;

предоставление более широких возможностей для трудоустройства молодежи;

эффективное использование трудового потенциала пожилых людей, желающих продолжить трудовую деятельность;

стимулирование занятости женщин, имеющих детей, в том числе на основе использования гибких форм занятости, не требующих постоянного присутствия на рабочем месте;

создание условий для интеграции в трудовую деятельность лиц с ограниченными возможностями и инвалидов;

привлечению иностранной рабочей силы с учетом перспективных потребностей экономики в трудовых ресурсах и на основе принципа приоритетного использования собственных кадров.

Вторая — создание условий труда, позволяющих обеспечить сохранение трудоспособности работающих на всем протяжении профессиональной карьеры:

разработка и реализация мер по улучшению условий и охраны труда, снижение рисков смертности и травматизма на производстве, профессиональных заболеваний.

3.6. Повышение доступности жилья

Целью жилищной политики является обеспечение доступности жилья для всех категорий граждан Сорокинского муниципального района, а также соответствия объемов комфортного жилищного фонда потребностям населения. Результатом реализации жилищной политики должно стать, во-первых, создание безопасной и комфортной среды обитания и жизнедеятельности человека, во-вторых, создание сбалансированной системы расселения, в-третьих, обеспечение возможностей для территориальной мобильности населения.

Основными целевыми ориентирами являются: достижение средней обеспеченности жильем 23–24 кв.м общей площади на человека в 2015 году и 26–27 кв.м — к 2020 году; полное выведение в среднесрочной перспективе из существующего жилищного фонда аварийного и ветхого жилья. Это потребует увеличения вводов жилья с 2.5 тыс. кв.м в 2007году до 6 тыс. кв.м в 2020 году и соответствующего наращивания производства строительных материалов и мощностей строительных организаций.

Цели жилищной политики на предстоящий период по отношению к различным группам населения состоят в следующем.

Для малоимущих и других установленных законом отдельных категорий граждан – это создание эффективной системы обеспечения жильем социального использования муниципального жилищного фонда. Индикаторами решения этой задачи является завершение к 2015 году выполнения обязательств по обеспечению жильем (помещений по договорам социального найма) лиц, принятых на учет до 1 марта 2005 года; сокращение к 2020 году срока обеспечения жильем социального использования малоимущих граждан, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, до 3–5 лет после постановки на учет.

Для граждан с умеренными доходами (то есть доходами ниже средних, но не позволяющих гражданам быть отнесенными к категории малоимущих) - реализация мер государственной поддержки и развития кооперации, позволяющих таким гражданам обеспечивать себя жильем, в соответствие с социальными стандартами, в основном рыночными методами. Для гражданам с доходами выше средних — поддержка развития и стабильного функционирования рынка жилья, позволяющего удовлетворять их платежеспособный спрос на жилье.

Реализация жилищной политики включает три приоритетных направления.

Первое – создание условий для роста предложения на рынке жилья:

определение приоритетов пространственного развития района, организация территориального планирования, разработка и проведение эффективной градостроительной политики; разработка проектов комплексного освоения территорий в увязке с проектами по размещению новых производств и созданием новых рабочих мест;

обеспечение участков массового жилищного строительства инженерной, коммуникационной и социальной инфраструктурой и формирование эффективных рынков земельных участков;

стимулирование развития строительного комплекса и производства строительных материалов;

активное развитие малоэтажной застройки, в том числе из деревянных конструкций заводского изготовления на базе современных технологий;

содействие внедрению инновационных технологий в сфере жилищного строительства и коммунального хозяйства.

Второе –модернизация жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры, формирование комфортной среды сельских поселений:

создание условий, обеспечивающих снижение морально-технического износа жилищного фонда, в том числе ликвидации в среднесрочной перспективе аварийного и ветхого жилищного фонда;

содействие самоорганизации населения на жилищном рынке;

внедрение ресурсосберегающих технологий и оборудования и создание условий для более широкого использования малой энергетики и нетрадиционных видов топливно-энергетических ресурсов;

модернизация жилищно-коммунальной отрасли и обеспечение доступности расходов на эксплуатацию жилья и оплаты жилищно-коммунальных услуг для всего населения, через развитие конкуренции в управлении жилищным фондом и его обслуживании, привлечение бизнеса к управлению и инвестированию в жилищно-коммунальную инфраструктуру, совершенствование тарифной политики и развитие механизмов частно-государственного партнерства в сфере предоставления коммунальных услуг;

формирование комфортной среды сельских поселений.

3.7. Социальная политика

Долгосрочная социальная политика включает следующие приоритетные направления.

Первое — улучшение положения детей и поддержка семьи:

реализация программ помощи семье в воспитании малолетних детей путем развития детских дошкольных учреждений и профилактики семейного неблагополучия;

укрепление системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, семейное устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

повышение эффективности сети социальных служб, обеспечивающих предоставление социальной и психологической поддержки дезадаптированным детям и их семьям;

повышение эффективности деятельности школьных психологов в отношении профилактики дезадаптации несовершеннолетних;

обеспечение приоритета различных форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей;

Второе — создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи ( молодежная политика):

вовлечение молодежи в социальную практику; стимулирование у молодых людей потребности в оказании помощи, проявлении действенной инициативы в решении проблем людей, нуждающихся в помощи и поддержке;

развитие моделей и форм вовлечения молодежи в трудовую и экономическую деятельность, внедрение эффективных программ развития социальной компетентности молодежи;

пропаганда семейных ценностей среди молодежи, формирование механизмов поддержки молодой семьи;

развитие созидательной активности молодежи; внедрение эффективных моделей и форм участия молодежи в управлении общественной жизнью.

Третье — социальная интеграция инвалидов:

реализация мероприятий по обеспечению доступности для инвалидов жилья, объектов социальной инфраструктуры, транспорта.

Четвертое — социальное обслуживание лиц старших возрастов:

развитие всех форм предоставления услуг социального обслуживания лиц старших возрастов (нестационарной, полустационарной, стационарной и срочной социальной), при этом приоритетной формой социального обслуживания в нестационарных условиях останется предоставление социально-бытовых услуг на дому;

расширение практики трехстороннего взаимодействия бизнеса, некоммерческих организаций, органов местного самоуправления в решении социальных вопросов;

содействие развитию практики благотворительной деятельности граждан и организаций, а также распространению добровольческой деятельности (волонтерства).;

Пятое — социальная поддержка лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации и профилактика правонарушений, включая:

интеграция лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества, внедрение моделей и программ развития навыков и умений самостоятельной жизни у людей, испытывающих трудности в интеграции и социализации.

формирование системы социальной реабилитации несовершеннолетних и граждан, освобожденных из мест лишения свободы и осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы;

реализация мер, направленных на профилактику алкогольной и наркотической зависимости.

4. Развитие экономических институтов и поддержание макроэкономической стабильности

Переход к инновационному социально-ориентированному типу развития невозможен без формирования институциональной среды, способствующей росту предпринимательской и инновационной активности на основе свободы творчества, самореализации каждого человека. Такая институциональная среда характеризуется:

высоким уровнем личной безопасности человека (безопасная среда обитания, низкий уровень преступности, эффективная система правоприменения);

развитыми институтами демократии, функционированием эффективных структур и механизмов гражданского общества, общественным контролем за деятельностью власти и бизнеса, низким уровнем коррупции и высоким доверием к институтам власти и проводимой политике;

развитой конкурентной средой;

благоприятными условиями для массового появления новых компаний, в том числе в инновационных секторах экономики;

защищенностью прав собственности;

эффективным функционированием развитых рынков земли и иной недвижимости, системы финансовых институтов, адаптированной к потребностям инновационной экономики;

эффективностью местного самоуправления, отвечающего современным потребностям социально-экономического развития.

4.1. Формирование институциональной среды инновационного развития

Новая институциональная среда, необходимая для инновационного социально-ориентированного типа развития, в долгосрочной перспективе будет формироваться в рамках следующих приоритетных направленияй.

Первое — развитие конкурентной среды, формирование у предприятий действенных стимулов к инновациям и росту эффективности на основе снижения барьеров входа на рынки, демонополизации экономики, обеспечения равных условий конкуренции:

Второе - развитие рынка земли и недвижимости, направленное на повышение его прозрачности.

Третье — развитие механизмов взаимодействия органов местного самоуправления, населения, бизнеса и структур гражданского общества, институтов и механизмов частно-государственного партнерства,:

развитие механизмов взаимодействия органов власти с гражданским обществом, в том числе участия его представителей в подготовке и принятии общественно значимых решений, развитие механизмов общественного контроля за деятельностью органов власти.

Четвертое — содействие развитию малого и среднего предпринимательства:

содействие развитию инфраструктуры поддержки новых предприятий в рамках создаваемых в регионе бизнес-инкубаторов, технопарков и промышленных парков, упрощение для малых предприятий доступа к покупке и аренде недвижимости;

повышение доступности для малого бизнеса услуг естественных и локальных монополий (подключение к электроэнергии, газу, коммунальным сетям и т.д.);

расширение системы кредитования, в том числе микрокредитования;

создание дополнительных стимулов (бюджетное софинансирование, гранты, гарантии, налоговые стимулы) для малых предприятий, осуществляющих инновационную деятельность.

Пятое формирование институтов постиндустриального общества и инфраструктуры инновационной экономики:

содействие повышению доступности сектора интеллектуальных услуг — управленческого и финансового консультирования, аудита, актуарных услуг, промышленного дизайна и инжиниринговых услуг, услуг в области маркетинга, брендинга, развития общественных связей, юридических услуг;

Шестое –повышение эффективности муниципального управления:

создание механизмов управления, обеспечивающих формирование системы целей, стратегических планов, задач, критериев оценки и объемов необходимых ресурсов;

создание конкурентных условий для привлечения на муниципальную службу высококвалифицированных специалистов, привязка размеров оплаты труда работников органов местного самоуправления и муниципальных учреждений к результатам их деятельности;

повышение качества и доступности услуг, предоставляемых ОМСУ, включая четкую регламентацию порядка их предоставления, а также оценку качества предоставляемых услуг потребителями — гражданами и предпринимателями;

повышение общей эффективности деятельности органов муниципальной власти на основе внедрения системы оценки результативности, вовлечения гражданского общества в контроль за их деятельностью, повышения эффективности управления человеческими ресурсами, включая развитие механизмов непрерывного образования, подготовки и переподготовки кадров, развитие эффективных механизмов управления знаниями, выявления и распространения лучшей практики, формирование инновационной культуры в системе современной муниципальной службы, обеспечение комплексного использование современных информационно-коммуникационных технологий;

формирование эффективной системы управления муниципальной собственностью на основе реализации принципа строгого соответствия состава муниципального имущества функциям ОМСУ, открытости информации об эффективности управления имуществом, повышения эффективности деятельности муниципального сектора экономики.

5. Развитие конкурентоспособности

Повышение конкурентоспособности является комплексной задачей, успех которой определяется развитием человеческого капитала, экономических институтов, реализацией и укреплением уже имеющихся конкурентных преимуществ района.

Наряду с приоритетным развитием человеческого капитала и сервисной экономики важнейшим сектором реализации знаний, занятости населения и производства доходов в предстоящие 10–15 лет будут аграрный сектор, местная промышленность и строительство. Именно в этих секторах район обладает конкурентными преимуществами, и в то же время именно здесь накопились основные барьеры роста и провалы в эффективности. Интенсивное технологическое обновление всех базовых секторов экономики, или «вторая промышленная и аграрная революция», опирающаяся уже на новые информационные нано-и биотехнологии является важнейшим условием успеха инновационно социально-ориентированного развития и успеха района в региональной конкуренции.

Необходимые изменения в структуре производства могут произойти только при усилении свободы действия конкуренции, предпринимательских инновационных элементов в поведении бизнеса, формировании как мощного слоя малого и среднего бизнеса, так и приход на территорию крупных компаний, играющих значимую роль на региональном рынке.

 

5.1. Развитие конкурентных преимуществ в сфере  природопользования

Основной целью в сфере природопользования для Района является реализация конкурентных преимуществ за счет сохранения качества, повышения эффективности использования природных богатств и сокращения негативного воздействия на окружающую среду.

Лесные ресурсы. Общий запас древесины Сорокинского муниципального района составляет 9,8 млн. м3. Установленная расчетная годовая лесосека по рубкам главного пользования составляет 137 тыс. м3 и используется только на 10 процентов.

Приоритетными направлениями развития лесного комплекса являются:

создание системы воспроизводства лесного фонда и восстановления лесов; улучшение породного состава лесных насаждений, резкое сокращение незаконных рубок и теневого оборота древесины;

использование лесозаготовительных машин и современного оборудования для переработки древесины;

развитие лесной транспортной инфраструктуры, включающее обеспечение экономической доступности лесных участков, повышение рентабельности заготовки древесины посредством строительства лесных дорог круглогодового действия позволит существенно увеличить объемы использования лесов. На рубеже 2020–2025 годов доля использования расчетной лесосеки повысится до 50 процентов, прогнозируется рост производства и потребления продукции глубокой переработки древесины.

Водные ресурсы. По водообеспечению район относится к обеспеченному пресными водами.

Приоритетные направления развития водохозяйственного комплекса в долгосрочной перспективе включают:

гарантированное обеспечение потребностей населения и экономики в водных ресурсах при осуществлении мер по рационализации водопользования;

улучшение состояния и восстановление водных объектов и их экосистем;

развитие систем по совершенствованию технологии подготовки питьевой воды и очистки сточных вод, реконструкции, модернизации и нового строительства водопроводных и канализационных сооружений, в том числе использованию наиболее безопасных и эффективных реагентов для очистки воды, внедрению новых технологий водоочистки, модернизации промышленных предприятий, внедрение в технологических схемах производственных объектов оборотного водоснабжения;

развитие системы мониторинга водных объектов и водохозяйственных систем, совершенствование систем прогнозирования и информационного обеспечения, в том числе, направленных на защиту населения и объектов экономики от наводнений, сведение к минимуму ущербов от негативного воздействия вод, включая поддержание безопасного состояния водоподпорных гидротехнических сооружений.

5.2. Развитие аграрного комплекса

Основными целями аграрной политики в долгосрочной перспективе являются:

повышение конкурентоспособности аграрного комплекса;

улучшение и повышение продуктивности используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и других природных ресурсов.

В 2020 году по отношению к 2007году уровень производства сельскохозяйственнгой продукции возрастет в 4.6 раза. Валовой сбор зерновых культур в 2020 году может достичь не менее 50–55 тыс. тонн в результате роста урожайности с 12 ц/га в 2007 г. до не менее 20–22 ц/га в 2020 г. и расширения их посевных площадей в 2 раза. Производство мяса и молока возрастет в 2 раза.

Для достижения этих целей предусматривается реализация следующих приоритетных направлений.

Первое — улучшение общих условий функционирования сельского хозяйства, особенно животноводства на основе:

технической и технологической модернизации отрасли, обеспечения эффективного использования земли и иных природных ресурсов. В модернизации сельскохозяйственного производства основные усилия будут направлены на интенсивное технологическое обновление отрасли и создание новых высокотехнологичных производств, будет проведена полная замена устаревшей техники и технологий в сельскохозяйственном производстве в основном на новые высокопроизводительные, многофункциональные комплексы, доля которых составит более 60%, энергообеспеченность отрасли доведется до нормативного уровня. Будет продолжена модернизация животноводческих помещений. В 2009 году планируется начать строительство мегафермы на 600 коров;

повышения доступности кредитных ресурсов,

поддержки, подготовки, закрепления и привлечения квалифицированных кадров для сельского хозяйства, улучшения условий их жизни;

повышения финансовой устойчивости всех форм хозяйствования на селе: с учетом того, что больше половины продукции животноводства производится в хозяйствах населения, будет продолжена работа по формированию и совершенствованию инфраструктуры обслуживания малых форм хозяйствования. В развитии системы микрокредитования действующий кредитный кооператив сформирует дополнительную офисную сеть в каждом крупном сельском населенном пункте с целью более широкого охвата личных подсобных хозяйств граждан доступным льготным кредитованием на развитие сельскохозяйственной деятельности. Будет продолжено совершенствование работы сельскохозяйственных потребительских обслуживающих кооперативов. Охват населенных пунктов, имеющих товарную продукцию, комплексом услуг и заготовкой продукции от личных подсобных хозяйств, планируется довести до 100%.

Второе — повышение эффективности использования земельных ресурсов и их воспроизводства на основе:

улучшения почвенного плодородия в результате увеличения объемов внесения минеральных удобрений, объемов агрохимических мероприятий. ( в настоящее время пока вынос питательных веществ с урожаем превышает их внесение с удобрениями — в 2 раза);

развития эффективного оборота земель — развитие отрасли растениеводства будет главным образом основаться на потребностях отрасли животноводства, так как производит практически все кормовые ресурсы для животных;

создания условий для расширения посевных площадей — для обрабатывания и разработки земель начато сотрудничество с ОАО «Агротехнический Центр», что позволит ввести в оборот новые посевные площади.

.

Третье – развитие аграрных технологий:

обеспечение подъема племенного животноводства и повышение продуктивности скота — ставится задача увеличить надой молока к 2020 году до 6000 кг на 1 корову, в мясном скотоводстве будет увеличиваться доля чистопородного скота, совершенствоваться технологии откорма молодняка мясных пород;

развитие интенсивных технологий в растениеводстве, поддержка элитного семеноводства и резкое повышение урожайности основных культур, внедрение эффективная системы семеноводства и формирования структуры семенного фонда, позволяющей в неблагоприятных погодных условиях получать стабильные урожаи сельскохозяйственных культур- в настоящее время доля раннеспелых сортов зерновых культур уже доведена до 65% и необходимо поддерживать данную пропорцию в предстоящие годы, при удельном весе площади, засеваемой элитными семенами не менее 15%.

6. Территориальное развитие

Целью территориальной политики является повышение сбалансированности пространственного развития района, включающей в себя:

формирование новых центров динамичного экономического роста на всей территории района;

выявление и раскрытие конкурентных преимуществ каждого сельского поселения;

уменьшение дифференциации в уровне и качестве жизни населения между райцентром и деревнями.

7.1. Основные принципы территориальной политики

Политика территориального развития в долгосрочной перспективе будет формироваться на основе следующих основных принципов:

обеспечение скоординированности принятия решений по вопросам развития района, включая стратегии и программы развития района и сельских поселений с государственными и частными решениями, определяющими развитие отраслей и инфраструктуры;

эффективное распределение полномочий между уровнями власти — обеспечение сбалансированности обязательств, финансовых ресурсов и полномочий между органами местного самоуправления муниципального района и сельских поселений;

повышение доли собственных источников финансирования в муниципальных бюджетах.

7.2. Инновационное территориальное  социально-ориентированное развитие

К уже сформировавшимся территориальным зонам опережающего развития следует отнести:

районный центр с наиболее устойчивым экономическим ростом, обеспечивающим приток населения и инвестиций;

центральные усадьбы сельских поселений, их рост обеспечивается концентрацией сервисных функций, но пока еще недостаточно поддерживается миграционным притоком населения и инвестициями;

К перспективным территориальным зонам опережающего развития в рамках инновационного пути развития следует отнести:

Сорокинское сельское поселение с развивающейся перерабатывающей промышленностью, ориентированной на внутренний рынок, и районным центром уже ставшими точками роста;

Готопутовское и Пинигинское сельские поселение с более высоким уровнем развития сельскохозяйственного производства и потенциалом развития экономики;

новые зоны роста на основе разработки природных ресурсов – добыча глины и производство кирпича в Александровском и Ворсихинском сельских поселениях.

7.3. Основные задачи территориального развития в долгосрочной перспективе

Для реализации инновационного сценария принципиально важно решить следующие задачи:

Первое — рост территориальной мобильности населения и преодоление депопуляции.

Реализация задачи повышения территориальной мобильности населения требует в первую очередь:

развития рынков жилья и ипотеки в районном центре и на центральных усадьбах сельских поселений, поддержка частного строительства жилья;

участие в областной программе содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих в странах ближнего зарубежья.

Второе — формирование устойчивой системы расселения

Для этого необходимы:

рост финансовых ресурсов и полномочий муниципалитетов, прежде всего в муниципалиях центров роста

расширение области экономической и финансовой самодеятельности муниципальных органов управления;

повышение эффективности муниципального хозяйства;

формирование рациональных градостроительных планов, увязанных с развитием окружающих территорий и повышение разнообразия и комфортности архитектурной и обеспечивающей среды;

повышение устойчивости малочисленных населенных пунктов, создание механизмов переселения их жителей;

формирование нового современного облика российской деревни.

7.4. Развитие сельских поселений

Александровское сельское поселение

Александровское сельское поселение включает в себя с.Александровка, деревни Лыкошина и Московка.

Численность населения по состоянию на 1.01.2008г. составляет 688 чел. Приоритетные направления развития Александровского сельского поселения основаны на максимальном использовании естественных преимуществ — развитии и модернизации сельскохозяйственного производства как в части откормочного производства чистопородного скота на базе ООО «Союз», так и в части развития молочного скотоводства на базе миниферм, а также совершенствование сельскохозяйственной кооперации.

Новой точкой роста может стать строительство мини-завода по производству кирпича на подготовленной инвестиционной площадке.

Ворсихинское сельское поселение

Ворсихинское сельское поселение включает в себя с.Ворсиха, поселок Нефтяник, деревни Вознесенка и Курмановка.

Численность населения по состоянию на 1.01.2008 г. составляет 915 чел Приоритетные направления развития Ворсихинского сельского поселения

- развитие и модернизации сельскохозяйственного производства в части производства кормов и развития мясного и молочного животноводства на базе ООО «Луч»;

- развитие сервисных услуг на автодороге Тобольск-Ишим (через с.Б.Сорокино).

Новой точкой роста может стать строительство мини-завода по производству кирпича вблизи месторождения кирпичных глин.

Готопутовское сельское поселение

Готопутовское сельское поселение включает в себя с.Готопутово, с.Жидоусово, деревни Желнина, Бунькова, Черемшанка, Лебяжье и Тиханиха.

Численность населения по состоянию на 1.01.2008г. составляет 1676 чел. Приоритетные направления развития Готопутовского сельского поселения:

- развитие и модернизации сельскохозяйственного производства в части откорма молодняка КРС на базе СПК «Дубрава», развития мясного и молочного животноводства на базе ООО «Нива» и ОАО «Авангард»;

- совершенствование сельскохозяйственной кооперации, создание на ее основе производства по переработке древесины для нужд поселения;

- развитие сервисных услуг на автодороге Викулово-Ишим.

Знаменщиковское сельское поселение

Знаменщиковское сельское поселение включает в себя с.Знаменщиково и деревни Сергина, Рюмиха.

Численность населения по состоянию на 1.01.2008 г. составляет 380 чел. Приоритетные направления развития Знаменщиковского сельского поселения:

- развитие и модернизации сельскохозяйственного производства в части развития растениеводства (производство зерновых и кормовых культур) на базе ЗАО «Маяк».

Для развития территории необходимо завершение строительства автодороги Сорокино-Знаменщиково.

Пинигинское сельское поселение

Пинигинское сельское поселение включает в себя с.Нижнепинигино,, деревни Верхнепинигина, Городище, Петровка и Рядовичи.

Численность населения по состоянию на 1.01.2008г. составляет 1014 чел. Приоритетные направления развития Пинигинского сельского поселения:

- развитие и модернизации сельскохозяйственного производства в части развития мясного животноводства на базе ООО «Пинигинское» и ООО «Казанское», развития молочного животноводства на базе ООО «Петровское»;

- совершенствование сельскохозяйственной кооперации, создание на ее основе производства по переработке древесины для нужд поселения;

- развитие сервисных услуг на автодороге Викулово-Ишим.

Покровское сельское поселение

Покровское сельское поселение включает в себя с.Покровка, деревни Преображенка, Петропавловка и Калиновка.

Численность населения по состоянию на 1.01.2008г. составляет 700 чел. Наиболее депрессивная территория, на которой отсутствует какое-либо общественное производство. Занятость населения обеспечивается в основном за счет учреждений бюджетной сферы и производства сельскохозяйственной продукции в личных подсобных хозяйствах. Приоритетные направления развития Покровского сельского поселения:

- развитие и модернизации сельскохозяйственного производства в части развития молочного животноводства на базе миниферм;

- передача в аренду сельскохозяйственных угодий крупным сельскохозяйственным предприятиям (ООО «Агротехнический центр»);

- совершенствование сельскохозяйственной кооперации;

- развитие сервисных услуг на автодороге Тобольск-Ишим.

Сорокинское сельское поселение

Сорокинское сельское поселение включает в себя с.Б.Сорокино, с.Осиновка, деревни Новониколаевка, Стрельцовка, Воскресенка и Новотроицк.

Численность населения по состоянию на 1.01.2008г. составляет 6076 чел.

Преимуществом данного поселения является ускоренное развитие села Б.Сорокино как экономического центра, концентрирующего управленческие функции, транспортные и финансовые потоки. В райцентре сосредоточены перерабатывающие отрасли, прежде всего пищевая и деревообрабатывающая промышленность, строительные организации, предприятия транспорта и связи.

Приоритетные направления развития Сорокинского сельского поселения:

- развитие и модернизации сельскохозяйственного производства в части развития мясного и молочного животноводства на базе ООО «Русь» и ООО «Колос»;

- передача в аренду сельскохозяйственных угодий крупным сельскохозяйственным предприятиям (ООО «Агротехнический центр»);

- развитие пищевой и перерабатывающей промышленности на базе ООО Хлебокомбинат «Сорокинский», СПС СПК «Оптовик», ПО «Надежда»;

- модернизация и развитие строительной индустрии на базе Сорокинского ДРСУ, ООО «Строитель», ООО «Монтажник»;

- значительной увеличение объемов лесопереработки в результате участия в реализации российско-шведского инвестиционного проекта по организации завода по производству мебельных заготовок компанией ИКЕА, которым предусматривается организация лесоперерабатывающего предприятия в городе Ишиме;

- создание на базе СПС СПК «Оптовик» первичной переработки кожевенного сырья.

Наличие квалифицированной рабочей силы позволяет заниматься ковроткачеством и производством валяной обуви.

Агропромышленный комплекс будет развиваться по мере расширения рынков сбыта пищевой продукции (молочной и мясной продукции) в крупные центры потребления (прежде всего, город Ишим). Необходима также программа подготовки специалистов и квалифицированных рабочих в данной сфере, что требует инвестиций в развитие профессионального образования, прежде всего в районном центре.

Развитие сельских поселений Сорокинского муниципального района в значительной мере связано с мерами государственной поддержки развития агропромышленного комплекса, отраслей обрабатывающей промышленности, сектора услуг, массового жилищного строительства.